Владимирские ведомости,
24 июля 2008 г.
«Автогражданка» пока не готова к новшествам 766 просмотров
Как, наверное, уже известно нашим читателям, перенесены сроки вступления в действие поправки в федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Напомним, что она предопределяла введение прямого урегулирования убытков в результате дорожно-транспортного происшествия и должна была вступить в силу с 1 июля этого года. Однако не привелось. Почему? За комментариями мы обратились к начальнику отдела автотранспортного страхования компании «Росгосстрах» во Владимире Владимиру Сергевнину.
- Почему было принято решение о переносе сроков вступления в действие поправок о прямом урегулировании и европротоколе? - Для начала, наверное, нужно пояснить, что представляет собой эта поправка и что такое «прямое урегулирование убытков». Если говорить коротко, то нововведение дает пострадавшему в ДТП автовладельцу право предъявлять требование о возмещении причиненных ему убытков непосредственно в компанию, застраховавшую его гражданскую ответственность. Компания-страховщик выплачивает ему деньги (здесь законодателем был разработан ряд условий), а затем в рабочем порядке предъявляет требования к страхователю виновного в ДТП. Не стоит, наверное, напоминать, насколько это удобнее для автовладельца: ведь до сих пор пострадавший вынужден «разбираться» с компанией, в которой застрахован виновник аварии, и нередко в судебном порядке. Что касается условий, то их должно быть одновременно два. Первое - право на прямое возмещение убытков возможно, если в результате ДТП нанесен вред только имуществу. И второе ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с федеральным законом. Теперь о причинах того, что поправка не вступила в силу с 1 июля, как планировалось. Это произошло потому, что к этому сроку страховой рынок к введению прямого урегулирования был однозначно не готов. Причем основной причиной тому были не столько страховщики, сколько отсутствие необходимой законодательной и нормативной базы. Напомню, что именно страховые компании еще два года назад выступили инициаторами введения прямого урегулирования убытков, однако тогда они предлагали вводить его в практику постепенно, по мере готовности компаний, как это делалось в Европе. К сожалению, законодатели пошли другим путем и решили ввести прямое урегулирование, что называется, «декретом». Но спешка и непродуманность при введении новой системы могут вызвать серьезные проблемы на рынке ОСАГО. Поэтому введение поправки в практику отодвинули на 1 марта будущего года.
- Достаточен ли этот срок для того, чтобы рынок подготовился к работе в рамках прямого урегулирования? - Мы очень надеемся, что этот срок достаточен, прежде всего, для законодателей, поскольку главное, чего ждет страховой рынок для запуска прямого урегулирования и европротокола - это принятие ряда законодательных и нормативных актов, включая изменения в законодательстве, прежде всего в налоговом. На сегодняшний день отсутствуют нормативные, процедурные, регламентные, технические документы, которые позволили бы перейти к прямому урегулированию на практике, а не на бумаге. Их должны подготовить ряд министерств и ведомств, в том числе Минтранс и Минфин. Страховщики в свою очередь уже подготовили договор о взаимоотношениях в рамках прямого урегулирования убытков, и он сейчас находится на стадии подписания.
- Какие ключевые решения, обеспечивающие подготовку к прямому урегулированию, должны быть приняты до 1 марта? - Должен быть создан единый расчетный центр, через который будут осуществляться все платежи, подготовлена вся правовая документация по его работе и взаимодействию со страховщиками, также должна быть разработана и утверждена единая методика оценки ущерба, в рамках которой страховщики будут рассчитывать ущерб по страховым случаям. При ее отсутствии в ходе осуществления выплат могут возникнуть разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего (иначе при урегулировании убытка своего клиента компания будет стремиться завысить размер выплаты). Должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс. Потому что, если этого не будет сделано, страховщики должны будут платить НДС со всех операций по прямому урегулированию. Дело в том, что платеж, произведенный потерпевшему в рамках прямого урегулирования, не является страховой выплатой в смысле требования статьи 931 ГК РФ (Страхование ответственности за причинение вреда), поскольку он производится не в пользу третьего лица, как положено по ОСАГО, а в пользу самого страхователя по ОСАГО. Поэтому такие платежи в соответствии с п.п. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ будут облагаться НДС. Кроме того, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ, с таких выплат потерпевший должен будет уплатить налог на доходы физических лиц. Пока все необходимые поправки в Налоговый кодекс, устраняющие эти недоразумения, не будут приняты, запускать прямое урегулирование нельзя. Спешка и непродуманность при введении системы прямого урегулирования могут «выйти боком» страховому рынку, поскольку будет дискредитирован сам закон. В Европе к введению прямого урегулирования шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности, вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным.
- Выиграют или проиграют автовладельцы от переноса срока? - Перенос вступления прямого урегулирования в действие выгоден, в первую очередь, страхователям, поскольку при отсутствии развитой инфраструктуры, всех необходимых нормативных документов и прежде всего без принятия изменений в Налоговый кодекс урегулирование убытков в рамках так называемого прямого урегулирования могло бы превратиться для страхователя в самый настоящий кошмар. Даже при наличии ограничений в законе по срокам урегулирования можно уверенно говорить о том, что соблюсти эти сроки многие страховщики не смогли бы. Особенно если вести речь о небольших компаниях, не имеющих развитой филиальной сети и современных ГТ-систем. Да и вряд ли страхователи были довольны, если бы им пришлось платить налоги с полученных страховых выплат...
Подготовил Евгений Низов.
Вся пресса за 24 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 апреля 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 8 апреля 2025 г.
Порвут на запчасти

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 8 апреля 2025 г.
Совершавших подставные ДТП две группы мошенников поймали в Петербурге

|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 8 апреля 2025 г.
Российские страховые компании отмечают рост числа угонов авто

|
|
47news.ru, 8 апреля 2025 г.
«Лицом вниз, руки на голову!». 30 обысков прошло у автоподставщиков по следам 20 ДТП с Porsche и BMW

|
|
CNews.ru, 8 апреля 2025 г.
Более половины страховых случаев в страховании грузов были урегулированы с помощью цифрового страхования

|
|
РБК (RBC.ru), 8 апреля 2025 г.
Эксперты оценили идею ввести аналог ОСАГО для беспилотников

|
|
Финмаркет, 8 апреля 2025 г.
Банк России предлагает страховщикам найти решение для ускорения урегулирования по массовым убыткам

|
|
За рулем, 8 апреля 2025 г.
В России зафиксирован всплеск угонов машин: в чем причина?

|
|
Авторамблер, 8 апреля 2025 г.
Правительство не поддержало увеличение лимита выплат по ОСАГО

|
|
Известно.ру, Иваново, 8 апреля 2025 г.
Банк России: сумма страховых выплат жителям Ивановской области составила 7,4 млрд рублей

|
|
Форпост Северо-Запад, Санкт-Петербург, 8 апреля 2025 г.
В Петербурге задержали 26 человек по делу о хищении страховых выплат

|
|
Петербургский дневник, 8 апреля 2025 г.
В Петербурге прошли массовые задержания по делу о мошенничестве в сфере страхования

|
|
Федеральный бизнес журнал, 8 апреля 2025 г.
Александр Казаков: «Новшество будет удобно для сравнительно немногочисленной категории водителей»

|
|
Автоновости дня, 8 апреля 2025 г.
В России стали в 1,5 раза чаще угонять автомобили. Статистика страховщика

|
|
Псковская лента новостей, 8 апреля 2025 г.
Правительство не поддержало увеличение лимитов выплат по ОСАГО

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 8 апреля 2025 г.
Страховщики заявили о 70%-ном росте угонов автомобилей в России

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 8 апреля 2025 г.
Новосибирская область — в лидерах по мошенничествам с ОСАГО

|
 Остальные материалы за 8 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|